«Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребенка» (консультация для педагогов)

15 декабря 2020 - Редактор

 

«Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребенка»

(консультация для педагогов)

Предметно-пространственная среда имеет важное значение для формирования личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представление о красоте, вкус, ценностные ориентации. Она непосредственно, постоянно и прямо влияет на детей, воздействуя на их эмоции, настроение, жизнедеятельность. На ребенка оказывает влияние любая среда, и это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразных способов ее создания.

Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей на основе обогащения предметной базы развития конкретных видов деятельности. Единство педагогически процесса и преемственность этапов развития деятельности в дошкольном возрасте обеспечиваются также и системой развивающей предметной среды, построенной с учетом специфики образовательного процесса в каждой возрастной группе детского сада.

Цель педагогов - содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:

- обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;

- формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности.

Поэтому направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Индивидуализированная таким образом предметно-пространственная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию социальных навыков, таких как инициативность, самостоятельность, творчество. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными , стараются максимально использовать свои возможности.

Реализация принципа индивидуализации в ДОУ осуществляется через:

·                Изменение форм взаимодействия педагога и ребенка.

·                Изменение содержания образовательной деятельности.

·                Организация предметно - пространственной среды.

·                Взаимодействие детского сада с семьей.

За счёт чего достигается индивидуализация образовательного процесса?

Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.  Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, его индивидуальных особенностях.

В ходе реализации принципа индивидуализации развивающей предметно пространственной среды ДОУ произошли изменений в жизни детей и педагогов.

 

 

Традиционный

подход

Инновационный подход

Цель образовательного процесса

Формирование знаний, умений и навыков

Развитие личности, общих и специальных способностей, компетентности детей и педагогов

Методы обучения

Преимущественно репродуктивные, построены по принципу от простого к сложному

Преимущественно продуктивные, построены с учетом индивидуальных и познавательных способностей ребенка

Педагогические

средства

Преимущественно:

Монолог педагога;

презентация знаний, умений и навыков;

фронтальный и групповой опросы детей

Преимущественно:

- диалог, актуализация имеющегося личностного опыта ребенка;

- ориентация на имеющийся индивидуальный опыт;

- совместные проекты (дети, родители, педагоги);

- целенаправленное развитие познавательных способностей ребенка;

- опытно-экспериментальная деятельность детей;

исследовательская деятельность;

творческие работы

Способы мотивации

Личные интересы, цели ребенка слабо задействованы в воспитательно-образовательном процессе.

Привлекательность обучения связывается с подготовкой к школьному обучению и соответственно будущей успеваемостью или неуспеваемостью

 

Интересы, личные цели и ценности учитываются в воспитательно-образовательном процессе. Привлекательность обучения связывается в основном с получением удов летворения, радости, проживания редких эмоций от решения загадок, раскрытия тайн, осуществления открытий, личностными достижениями, вовлеченностью в эмоционально насыщенные виды деятельности (игру, творчество, поиск), обеспечением самореализации, достижением социального признания и т. д.

Тип

взаимодействия

Субъект-объектные. Ребенок – объект педагогического воздействия

Субъект-субъектные.

Ребенок в образовательном процессе сначала субъект своей активности, затем – собственного развития, в будущем – своей жизни

Основные функции воспитателя

Трансляция и формирование знаний, умений и навыков

Формирование познавательных процессов

Активность детей

Преимущественно по инициативе педагога

Собственная активность и инициатива детей

Роли детей

В большей степени исполнитель, презентатор, ведомый

Широкий выбор ролей и позиций: исследователь, аналитик, автор, координатор, художник, критик

 

Компоненты развивающей предметно-пространственной среды, способствующие индивидуализации образовательного пространства (компоненты РППС могут быть постоянными, временными, полученные в результате реализуемого проекта):

 

Микро среда ДОО (групповые ячейки)

 

Приёмная комната

Компонент

Процесс

Участник

«Визитная карточка

группы»

Размещенные фотографии детей группы, позволяют каждому ребенку чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых

Ребенок – личность,

член коллектива

«Экран настроения»

Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние

Ребенок — аналитик

воспитатель –

диагностик;

родитель – участник ОП

«Уголок Именинника»

Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития).

Ребенок – центральное лицо в детском коллективе;

воспитатель – организатор социальной ситуации

«Мои достижения»

Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду

Ребенок – созерцатель;

воспитатель – инициатор;

родитель – активный

участник ОП

«Клуб здоровая семья»

Информирование родителей о деятельности клуба

Ребенок – созерцатель;

воспитатель – инициатор;

родитель – активный

участник ОП

«Интерактивная фоторамка»

Информирование родителей о новостях и событиях, происходящих в течение дня в группе.

Ребенок – созерцатель;

воспитатель – инициатор;

родитель – активный

участник ОП

«Мое творчество»

Формирование индивидуальной копилки творческих работ воспитанников группы»

Ребенок – активный

участник;

воспитатель – издатель;

родитель – помощник

«Портфолио воспитанников»

Формирование копилки индивидуальных интересных дел и событий воспитанников группы в разнообразных видах деятельности в течение периода дошкольного детства

Ребенок – активный

участник;

воспитатель – издатель;

родитель – помощник

«Портфолио группы»

Формирование копилки интересных дел и событий всех воспитанников группы в разнообразных видах деятельности в течение периода дошкольного детства

Ребенок – активный

участник;

воспитатель – издатель;

родитель – помощник

«Индивидуальные мини-проекты»

Презентация индивидуальных интересов, увлечений воспитанников

Ребенок – активный

участник; воспитатель – помощник;

родитель – аналитик,

оформитель

«Панорама важных дел»

Накопленные в течение месяца достижения и добрые дела воспитанников и их родителей служат положительным стимулом для доброжелательных взаимоотношений участников ОП и способствуют формированию духовно-нравственных ценностей, норм и правил

Ребенок – участник ОП аналитик;

воспитатель – аналитик, оформитель;

родитель – участник ОП, аналитик

Групповая комната

Компонент

Процесс

Участник

Центр физического развития и здоровья детей

Экран «Олимпийские надежды»

Используются для презентации спортивных традициях, достижений воспитанников группы, для формирования положительного отношения к занятиям физической культурой, осознания личного причастия к жизни группы, для формирования желания собственного увлечения каким-либо видом спорта, обмена мнениями внутри детского коллектива группы

Ребенок – автор;

воспитатель –

организатор, аналитик

«Альбом подвижных игр»

Совместно созданные детьми и родителей п/и заносятся в «Альбом подвижных игр»

Ребенок, родитель - участники

воспитатель, – инициатор

Лэпбуки по теме ЗОЖ

Индивидуальные интерактивные папки по формированию ЗОЖ.

Ребенок – активный участник;

воспитатель – помощник;

родитель – аналитик, оформитель

«Индивидуальные проекты»

Презентация индивидуальных спортивных достижений, интересов, увлечений воспитанников

Ребенок – активный участник;

воспитатель – помощник;

родитель – аналитик, оформитель

Центр    безопасности

Индивидуальные проекты по теме «Безопасность»

Индивидуальные интерактивные папки по формированию безопасного поведения на улице, в лесу, дома.

Ребенок – активный участник;

 воспитатель – помощник;

родитель – аналитик, оформитель;

Центр уединения

Семейные фотоальбомы

Психологическая разгрузка воспитанников

Ребенок – активный

участник;

воспитатель – помощник;

родитель – оформитель

Центр   художественно-эстетического развития

«Персональные выставки»

Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов)

Ребенок – творец;

воспитатель –

координатор;

родитель – соучастник

Центр природы и экспериментирования

«Дневники экспериментирования»

Результаты детской познавательно –исследовательской деятельности заносятся в дневники по экспериментально деятельности»

Ребенок – активный

участник;

воспитатель – помощник;

родитель – соучастник

Индивидуальные проекты «Наши первые эксперименты»

Презентация совместной познавательно-исследовательской деятельности детей и родителей

Ребенок – активный

участник;

воспитатель – помощник;

родитель – аналитик, оформитель;

Центр человек в культуре и обществе

«Островок сокровищ»

Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), систематизация и изучение собираемого

Ребенок –коллекционер;

воспитатель –помощник;

родитель – активный соучастник

Мини-музеи

Персональные тематические выставки в мини- музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта

Ребенок – создатель;

воспитатель - организатор;

родитель – соучастник

Газеты, листовки и знаки

Временный компонент детской субкультуры, раскрывающий личность ребенка. Собственные слова детей, написанные ими произвольно или совместно со взрослыми

Ребенок – автор

Воспитатель и родитель -помощники

Центр познания

Дидактические игры

Совместно созданные детьми и родителей д/и вносятся в центр

Ребенок – автор

Воспитатель и родитель -помощники

Игровой центр

Макеты

Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками.

Ребенок –дизайнер;

воспитатель консультант,

Родитель – помощник

Атрибуты для сюжетно-ролевых, режиссерских игр

Создание ребенком, совместно ребенком и взрослым предметных образцов пространства и объектов мира – элементов, организующих предметную среду для игры.

Ребенок – участник;

воспитатель –консультант;

родитель –помощник

Спальная комната

 

Процесс

Участник

«Кладовая сокровищ»

На время сна самые драгоценные вещи воспитанники могут положить в

Ребенок –активный участник;

воспитатель – помощник

 

Макро среда ДОО

Холлы ДОО

 

Компонент

Процесс

Участник

«Стены творчества»

Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок

Ребенок – творец;

Воспитатель – организатор, помощник;

родитель – соучастник

 

«Выставочные экспозиции»

Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных творческих выставок

Ребенок – творец;

Воспитатель – организатор, помощник;

родитель – соучастник

Витрина «Наши достижения

Используется для демонстрации достижений воспитанников ДОУ в городских, региональных, всероссийских конкурсах, выставках

Ребенок – гордый созерцатель;

старший воспитатель –

организатор

 

«Дизайн-

территории»

Созданные воспитателями и родителями малые «архитектурные и скульптурные формы используются для игр, двигательной активности, труда и т. д.

Творческая группа педагогов ДОУ – дизайнеры, скульпторы;

Родитель, ребенок –соучастники

 

«Экологическая

тропа»

Экологическая тропа и метеоплощадка — лаборатория под открытым небом для опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности детей.

Ребенок – исследователь, аналитик;

воспитатель – координатор

родитель — соучастник

 

«Спортивные площадки»

Повышение двигательной активности воспитанников

Ребенок – активный участник;

воспитатель – организатор, аналитик

 

 

Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, педагогу необходимо учитывать не только особенности развития каждого ребёнка, но и определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника: консультант, наблюдатель, помощник или соучастник.

Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальный путь развития каждого воспитанника. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество

 

Список используемой литературы:

 

1.              Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – С.37-42

2.              Блохина И.Б., Вихрова Л.Т., Давыдов Г.М. Детские дошкольные учреждения. – М., 2004.

3.              Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Ин-т практической психологии, 1998.

4.              Болотина Л.И. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2002. – 240 с.

5.              Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1995.

6.              Висангириева Е.Д., Смирнова Н. В. Проектирование социокультурной предметно-пространственной среды развития дошкольника. Учебно-методическое пособие.- Иваново, 2002. - 60с. (в соавторстве.)

7.              Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1990. -502с.

8.              Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко.— М.: Прогресс, 1998.— 464 с.

9.              Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1. М., 2006.

10.           Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001. –416с.

11.           Кузнецова Л.В., Панфилова М. А. «Формирование нравственного здоровья дошкольников» — М.: Сфера ТЦ, 2002

12.           Михайлова-Свирская Л.В. «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста» -М.: Просвещение, 2015

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!