«Проектирование образовательного процесса с учетом современных требований» - консультация для педагогов

18 сентября 2019 - Редактор

«Проектирование образовательного процесса с учетом современных

требований»

(консультация для педагогов)

Проектирование образовательного процесса на современном этапе заключается в обеспечении системно-деятельностного подхода., заложенного во ФГОС ДО.

Системно-деятельностный подход базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности воспитанников, их индивидуальных особенностях, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие ребенка (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Цель системно-деятельностного подхода организации воспитательно-образовательного процесса – воспитание личности ребенка как субъекта деятельности, т.е. активно действующего в сознательной  деятельности. Он предусматривает развитие умение:

·      ставить цель (например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы);

·      решать задачи (например, как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезли: сделать запрещающие знаки, не рвать цветы в лесу, вырастить цветы в горшочке и высадить на лесной полянке);

·      отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т.п.). 

Структура образовательной деятельности на основе

 системно-деятельностного подхода 

1.    Введение в образовательную ситуацию (организация детей). Предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагогу необходимо использовать приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы Например, к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись,   в группу вносится что-то новое (Красная книга, игрушка и др.)

2.    Создание проблемной ситуации. Тема не должна быть навязана воспитателем, он должен давать возможность детям действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создать проблемную ситуацию (затруднение), которая будет активизировать воспитанников и вызывать интерес к теме.

3.    Проектирование решения проблемной ситуации. Педагог с помощью наводящего диалога помогает детям самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути ее решения. На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.

4.    Выполнение действий. Составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию. Для решения используется дидактический материал, разные формы организации детей. Например, организуется обсуждение проблемы в микрогруппах. Так же данный этап предусматривает нахождение места «нового» знания  в системе представлений ребенка (Мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут, а этого делать нельзя); возможность применения нового знания в повседневной жизни (Мы нарисуем целую полянку цветов, чтобы Лунтик мог порадовать бабу Капу и расставим знаки на тропинке); самопроверку и коррекцию деятельности (Как вы думаете, мы справились с проблемой?).

5.    Этап подведения итогов и анализа деятельности.

- фиксация движения по содержанию (Что мы делали? Как мы это делала? Зачем?)


Список используемой литературы: журнал «Старший воспитатель»1/2016 г.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!