Артикуляционная гимнастика «СМЕШНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

1 апреля 2022 - Редактор

 

Артикуляционная гимнастика «СМЕШНЫЕ ЖИВОТНЫЕ».

На вопрос, заданный детям: «Что такое артикуляционная гимнастика?», обычно отвечают: «Это зарядка для язычка. Ее надо делать каждый день, чтобы правильно говорить звуки». Ребенок ходит в логопункт детского сада, и для того чтобы работа была эффективной, артикуляционную гимнастику необходимо делать несколько раз в день по 5-7 минут – в кабинете учителя-логопеда перед зеркалом, в группе – с воспитателем в вечернее время, дома с родителями. Такую совместную работу можно сравнить с тройкой запряженных лошадей, скачущих вперед в одном направлении, и она непременно даст хорошие результаты.

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

Главными целями артикуляционной гимнастики являются:

  • выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата;
  • объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем, и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произношения звуков.

Ко всему хочется добавить, артикуляционная гимнастика – это всестороннее развитие фантазии и творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звуков, но и для развития у детей речи, воображения, памяти, внимания усидчивости. В ДОУ эти цели успешно достигаются различными способами – проводят артикуляционную гимнастику с картинками, игрушками; используется ИКТ; придумывают стихи, сказки и рассказы про «Язычок»; используют сказочные персонажи; зоопарк, где животное – это название упражнения артикуляционной гимнастики.

Предлагаю один из своих вариантов проведения артикуляционной гимнастики под названием «СМЕШНЫЕ ЖИВОТНЫЕ», для детей 5-7лет.

Ход артикуляционной гимнастики

I. Организационный момент.

Игра «Хорошее настроение».

Доброе утро! (руки в стороны).
Улыбнитесь скорее (поворот туловища влево — вправо, руки на поясе, губы в улыбке)
И тогда весь день будет веселее.
Мы погладим лобик, носик, щечки (поглаживают)

Мы все красивые, как в саду цветочки (поворот головы влево — вправо).
Разотрем ладошки сильно! сильно! (трут),
А потом похлопаем дружно! дружно! (хлопают).
Ушки мы теперь потрем, и здоровье сбережем (трут ушки).

Улыбнулись снова

Будьте все здоровы. (Руки вперед).

- Ребята, каких животных вы знаете, расскажите?

- Предлагаю с собой взять нашего «Веселого язычка», и отправиться вместе с ним к смешным животным.

- Мы прибыли к «СМЕШНЫМ ЖИВОТНЫМ».

Использование карточек с изображением смешных животных.

II. Основная часть.

1. «ЧАШЕЧКА»

- рот открыть широко - улыбнуться - положить широкий и расслабленный язык на нижнюю губу - приподнять края языка, не касаясь верхних зубов (удерживать под счет от 5-7)

2. «ЧАСИКИ»

- рот приоткрыть - улыбнуться - кончиком языка попеременно тянуться к левому и правому уху, не касаясь зубов губ.

3. «УЛЫБОЧКА»

- сильно улыбнуться без зубов (удерживать под счет от5-7)

4. «ТРУБОЧКА»

Ох, уж эти обезьяны. Постоянно корчат рожи.

-вытянуть губы вперед трубочкой -зубы сомкнуты (удерживать под счет от 5-7)

5. «ПОРЫЧИ, КАК ТИГР»

Тут несколько вариантов выполнения упражнения. Или - вызываем звук Р у ребенка, говорим - смотри какая мамам тигрица, ее тигренок не слушается, порычи на него.. Или Дифференциация твердого/мягкого звука Р. Мама громко, сильно твердо рычит, тигренок мягко, нежно.. -выполняем упражнение, вкусное варенье, говорим, что так мама тигрица моет своего тигренка «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» -открыть рот -широким языком облизать верхнюю губу -нижняя челюсть неподвижна.

6. «ОРЕШЕК»

Бурундук такой смешной. Нашел огромный орех, который даже не помещается ему в рот. Смотри, язык даже нет места языку)) - с закрытым ртом сильно упираться в левую/правую щеки.

7. «НАДУЕМ ЩЕКИ»

 Ну и кот, толстопузый. Смешной. Давай его изобразим. Только не лопни) -Набрать воздуха, надуть щеки. (Удерживать под счет от 5-7)

8. «ЛОШАДКА»

Ну и лошадь улыбака. Покажи, как она цокает.

- рот открыть и - поцокать языком - цокать медленно и сильно - Нижняя челюсть неподвижна!

 9. «БЕГЕМОТИК»

 Широко откроем ротик, как огромный бегемотик.

- широко открыть рот, чуть улыбнуться.

 - язык спокойно лежит за нижними зубами.

10. «КОШКА СЕРДИТСЯ»

Маленький котенок Фенька такой глупыш. Испугался мухи или еще чего-нибудь. Расшиперил свой хвост и выгнул спину.

 - приоткрыть рот - улыбнуться -кончик языка упереть в нижние зубы -выгнуть спинку языка (удерживать под счет от 5 до 7)

11. «ЗАБОРЧИК»

Какая милая собака. Как она тебе рада, улыбается. Улыбнись ей тоже.

 - сильно улыбнуться - поставить зубы ровно друг на друга. (удерживать под счет от 5 до 7)

12. «ХАМЕЛЕОН»

Посмотри, хамелеон! Хвост закручивает он. А еще умеет менять цвета! Закрути свой язык так же.

 - широко открыть рот - поднять язык за верхние зубы - закрутить его наверх, придерживать зубами. (Как бы сложить язык пополам) (удерживать под счет от 5 до 7)

13. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ 2»

Ежик. Такой милый. Чем питается ежик? Ты знал, что это хищное животное? И его любимая еда – это дождевые черви, ящерицы, мухи, улитки и даже мыши! Кажется, наш еж съел вкусного сочного червяка и облизывается. Покажи как! Оближем губы.

- рот открыть - улыбнуться - облизывать по кругу сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Поменять направление. - нижняя челюсть неподвижна.

14. «ГРИБОК»

Белка нашла гриб. Как называется этот красный гриб с белыми точками? Его можно есть? Давай сделаем белке съедобных грибов!

– улыбнуться- открыть рот - присосать язык к небу (удерживать под счет от 5 до 7.. столько грибов соберем белке)

15. «ДОСТАНЬ ЯЗЫКОМ ДО НОСА»

У кого самая длинная шея? У Жирафа. Жираф вытянул вверх шею. Очень он гордится ею!

 -рот широко открыть -улыбнуться -тянуться высунутым языком к носу. -рот не закрывать!

 16. «БЛИНЧИК»

Кошка Мурка греется на солнышке, от удовольствия высунула язык. Давай ее изобразим. Сделаем блинчик из языка.

- улыбнутся - приоткрыть рот - положить широкий язык на нижнюю губу. (удерживать под счет от 5 до 7)

III Итог.

- Похвалить детей за правильное выполнение артикуляционной гимнастики.

Ежедневные артикуляционные упражнения активизируют моторику языка, губ, способствуют вызыванию звукоподражания. Дети от 3 до 7 лет с большим удовольствием ждут новых стихотворений, сказок, рисунков. Немного творчества и фантазии при подготовке к занятиям, и они всегда проходят интересно, весело, разнообразно. При таком подходе педагога и воспитанники, и их родители, начинают принимать активное участие – придумывают свои стихи, приносят рисунки и игрушки. Благодаря разнообразной организации занятий можно добиться хороших результатов в обучении и отличного настроения.

Подготовила учитель-логопед: Наумова Валентина Владимировна