Использование дидактического набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

1 марта 2021 - Редактор

 

Использование дидактического набора

 

«Дары Фрёбеля» в коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

 

По мнению учёных и логопедов-практиков, в последнее десятилетие наиболее часто встречающимся нарушением является тяжёлое нарушение речи. Экспериментальные исследования и наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста показали, что дети с ТНР трудно концентрируются, сохраняют внимание во время занятий, быстрее сверстников утомляются, у них может быть снижен уровень памяти и внимания, отмечается низкий уровень мотивации и ограниченность в проявлении эмоций и контактов со сверстниками и взрослыми людьми. Именно поэтому одними из задач логопедической работы с дошкольниками 5-6 лет  являются создания условий для активации познавательной деятельности детей, формирование мотивации к логопедическим занятиям, работа над развитием и совершенствованием основных психических процессов, что обеспечивается за счёт использования разнообразных подходов к организации логопедических занятий, грамотного подбора игр и пособий для коррекции и развития, включая разнообразные дидактические пособия и игры на их основе, а также организации в соответствии с ФГОС ДО среды в логопункте.  

 

Особое внимание педагоги, специалисты образовательных учреждений уделяют дидактическому пособию известного немецкого педагога Фридриха Фрёбеля. Интерес к его дидактическим играм обусловлен потребностью в поиске новых подходов к использованию идей как отечественной педагогики, так и зарубежной  практики в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.

«Дары Фрёбеля» являются уникальным авторским пособием, играя с которым ребёнок в доступной и интересной форме знакомится со свойствами предметов, сенсорными эталонами, совершает разнообразные действия, конструирует разные по сложности постройки и обыгрывает их, проговаривает названия предметов и совершаемые с ними действия, тем самым, осуществляя речевую активность. Данное пособие в настоящее время используется как развивающий материал для детей с ограниченными возможностями здоровья, включая тяжёлые нарушения речи, задержку психического развития, нарушения интеллекта. Именно поэтому возникла необходимость использования данного пособия на занятиях в логопункте.

В комплект набора «Дары Фрёбеля»  входят 14 модулей (деревянных ящичков с номерами).

1.    «Шерстяные мячики»

2.    «Основные тела»

3.    «Куб из кубиков»

4.    «Куб из брусков»

5.    «Кубики и призмы»

6.    «Кубики, столбики, кирпичики»

7.    «Цветные фигуры»

8.    «Палочки»

9.    «Кольца и полукольца»

10. «Фишки»

11. (J1) «Цветные тела»

12. (J2) «Мозаика. Шнуровка»

13. (5B) «Башенки»

14. (5P) «Арки и цифры

 

Использование деталей набора Фребеля на коррекционных занятиях логопеда позволяет повышать речевую активность, развивать внимание, мышление, логику и другие психические процессы. Решать коррекционные задачи: коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя речи, подготовка к обучению грамоте, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Коррекция звукопроизношения.  

 «Хлопни столько раз, сколько палочек » - формирование фонематического восприятия и звукопроизношения. Развивать слуховое и зрительное восприятие.

 

«Солнышко»- повторяя слоги СА-СЫ-СЭ-СУ-СО, выложи лучи солнышка. Цель: автоматизация изучаемого звука на уровне слогов.