Консультация "Формирование у дошкольников театральной культуры на музыкальных занятиях"

22 апреля 2019 - Редактор

Формирование у дошкольников театральной культуры на музыкальных занятиях.

Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:

- восприятие музыки;

- песенно-игровое творчество;

- пластическое интонирование;

- инструментальное музицирование;

- художественное слово;

- театрализованные игры;

- сценическое действие с единым художественным замыслом.

Наиболее эффективными, которые мы используем  при слушании музыки, являются следующие методические приёмы:

- «Послушай и расскажи»

- «Послушай и протанцуй»

- «Послушай и сыграй»

- «Слушай и пой» и др.

Кроме слушания и пения огромное внимание в музыкально-театральной работе уделяем такому виду деятельности, как, ритмические движения, пластика, танцевальные импровизации. В постановках сказок  образные танцы героев занимают одно из самых ярких и интересных мест.

Театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:

1. Инсценировка песен;

2. Театральные этюды;

3. Развлечения;

4. Фольклорные праздники;

    5. Сказки, театрализованные представления.

На занятиях широко используем методы развивающего обучения, с помощью которых  решаем стоящую перед нами учебную задачу - обеспечение появления у детей положительной мотивации своих действий по освоению музыкально-театрального искусства.

Создание ситуаций успеха на занятиях является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные нами цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и “лёгкости” процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.

Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием зоны ближайшего развития и метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов представляют собой основные методы развития познавательного интереса детей к театру.

Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. Дети в силу своих возрастных особенностей отличаются большой любознательностью, и поэтому любая ясно и доступно изложенная проблема сразу их «зажигает». Метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного характера) выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа «в креативном поле» создаёт возможность поиска различных способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения сценического образа.

Ценным методом стимулирования интереса к музыкально-театральным занятиям выступает и метод использования различных игровых форм в организации деятельности детей. Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий.

Основной формой проведения занятий является игра. Игровой тренинг как особая форма общения в процессе музыкально-театральной деятельности дошкольников представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у них основных психических процессов (внимание, память, воображение, речь), являющихся, по мнению театральных педагогов (К.С. Станиславский, Л.А. Волков), основополагающими компонентами актёрской деятельности, а также на развитие музыкальности, вокально-слуховых и музыкально-двигательных умений и навыков.

В работе также используем ритмопластику, которая  направлена, соответственно, на психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного инструмента. В ритмопластике движения должны соответствовать музыке, быть доступными двигательным возможностям детей, поэтапными по содержанию игрового образа, разнообразными, нестереотипными. В современном ритмопластическом танце полная подчиненность внутренним закономерностям музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений и свобода пластической разработки, не связанной с танцевальной традицией.

Искусство театра представляет собой  взаимодействие музыки, танца, живописи, актерского мастерства, знакомит их с окружающим миром, совершенствует движения, моторику пальцев, приобретают умение и навыки в песенном и танцевальном творчестве, способствует осуществлению цели современного образования. Театрализованные игры всегда радуют детей,

Пользуются у них успехом.

          Дети с большим удовольствием принимают участие в различных видах театрализованной деятельности, это и режиссёрские игры и игры- драматизации. Они позволяют создать благоприятную эмоциональную базу для развития положительных эмоций, этических чувств.

Индивидуальное выполнение различных творческих заданий в игровой форме приводит к простейшим умозаключениям, помогает детям самостоятельно проводить анализ выполненной работы, сравнивать и сопоставлять сюжеты и постановки.

           Мой опыт работы показал, что музыкально - театрализованную деятельность можно использовать как на занятиях, так и в самостоятельной художественной деятельности, в предварительной и индивидуальной работе с детьми и т. д. Дети ждут каждого занятия с нетерпением, занимаются с желанием и радостью, что, способствует раскрытию их творческих проявлений.

В дальнейшем планирую пополнить методический кабинет и использовать в своей работе другие виды кукольного театра.

Ведь театр  - это игра, чудо, волшебство, сказка!

 

 

 

Список использованной литературы

1. Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников / Н. Н. Алпарова // М.: Просвещение, 2000. – С. 1-45.

2. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: методические рекомендации / Е. А. Антипина // М.: Сфера, 2009. – С. 1-34.

3. Маханева, Д. М. Театрализованные занятия в детском саду : пособие для работников дошкольных учреждений / Д. М. Маханева // М.: Сфера, 2001. – С. 1-44.

4. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду: разработки занятий для всех возрастных групп / Т. И. Петрова, Е. Г. Сергеева // М.: Школьная Пресса, 2000. – С. 1-60.

5. Мерзлякова, С. И. Фольклор – музыка – театр : программы и конспекты занятийдля педагогов дополнительного образования / С. И. Мерзлякова // М.: Просвещение, 2001. – С. 37-69.

6. Чурилова Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова // М.: Владос, 2001. – С. 1-74.

7. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду / А. В. Щеткин // М.: Мозаика-Синтез, 2007. – С. 3-11.

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!